Как я попала на Сахалин

 

Я давно мечтала побывать на самом краю Земли или хотя бы России. Конечно, представление о нашем Дальнем Востоке у меня было – благодаря конференции во Владивостоке. Мне повезло даже побывать в Японии (тоже на конференции). А вот Камчатка и Сахалин казались недосягаемыми даже в смелых мечтах. И вот подвернулся-таки случай.

 

Летом 2014 года мне позвонила давняя подруга по Географическому факультету Кононова Нина и сообщила, что она приглашена с докладом в Южно-Сахалинский Университет на конференцию по селевым потокам. А потом прибавила, что и я могла бы поехать туда с докладом. Это предложение я восприняла как шутку. С каким докладом? Я давно не занимаюсь географией, а кристаллохимия никак не связана ни с какими потоками, в том числе селевыми. «Ну, придумай что-нибудь», - не унималась Нина. А моя внучка принялась меня уговаривать взять ее с собой. В свои 14 лет вместе с родителями она вдоль и поперек изъездила Европу, но Сахалин - совсем другое дело. Побывать на Сахалине - это так круто! Но я даже думать не хотела, ведь эта затея мне не по карману – перелет очень дорого стоит, а на двоих вообще неподъемно. Но Нина и тут все предусмотрела. Она разузнала про «программу субсидированных перевозок», которая как раз предназначалась для пенсионеров и молодежи. Теперь отступать было некуда. Но что же придумать?

 

Я порылась в интернете, чтобы узнать хоть что-то по поводу селевых потоков. Оказалось, что эти потоки наносят большой ущерб экологии и экономике Сахалина (и не только), а борьба с ними - серьезная техническая проблема. И тут меня осенило. Ведь условием формирования селевых потоков является наличие достаточного количества продуктов выветривания горных пород, в частности в виде тонкодисперсных глинистых фракций. И значит - интенсивность селевых потоков может быть обусловлена строением составляющих эти фракции минералов и содержанием в их составе воды. Пару лет назад я как раз занималась структурой одного глинистого минерала (Са-туперссуатсиаит, найденный в Намибии). И, к моему удивлению, мой доклад на тему «Структурные особенности глинистых минералов группы палыгорскита-сепиолита и их влияние на формирование связных селевых потоков» был принят как устный. Теперь я смело выкупила билеты за 14 000 рублей туда и обратно (мои коллеги и знакомые, заинтригованные такой дешевизной, интересовались - уж не в багажном ли отделении мы полетим:). Но мы полетели, как все, в салоне, и после многочасового беспосадочного перелета прибыли в Южно-Сахалинск. Нас, москвичей, встречали организаторы Конференции как дорогих гостей, а мою внучку с ходу начали агитировать поступать к ним в аспирантуру (хотя она еще училась в школе).

 

Конференция была организована блестяще, на ней присутствовали и зарубежные ученые, в основном из Кореи и Японии. Я рассказала, что в структуре глинистых минералов группы палыгорскита-сепиолита содержится большое количество воды, которая легко поглощается минералами из растворов и также легко отдается в засушливые периоды времени. Если доля таких минералов в глинистой фракции достаточно велика, то этот аспект (среди многих других) необходимо учитывать при моделировании вероятности формирования селевых потоков. Мой доклад слушали с большим вниманием, ведь им даже в голову не приходило, что инженерные проблемы по сдерживанию селевых потоков как-то связаны с атомным строением глинистых минералов.

 

Я и сама не была в этом уверена, но коль скоро я оказалась на Сахалине, времени даром не теряла. К экскурсиям, где эти потоки наблюдались в природе и куда нас возили организованно, я заказала несколько дополнительных персональных экскурсий. Вместе с молодым гидом внучка без устали карабкалась по сопкам, вброд по морю обходила отвесные скалы, бегала по грязевым вулканам, спасала застрявшего в расщелине нерпенка и наслаждалась морскими ветрами и моросящей погодой. Я старалась не отставать от молодежи, и однажды влезла по крутому склону на знаменитую обзорную площадку под названием «лягушка». Гид не ожидал такой прыти от 80-летней бабули и зауважал меня. Правда, вниз спускаться было труднее, и он с готовностью подставлял плечо, чтобы я могла на него опереться.

 

Прошло несколько лет, но по-прежнему в памяти живы картины этой дикой красоты, запах соленого океанического ветра, вкус невероятно больших крабов, которыми нас угощали организаторы на берегу океана…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______

P.S. А мою статью по мотивам доклада опубликовали в международном научном журнале ГЕОРИСК АИИС (Ассоциация «Инженерных изысканий в строительстве») 2014 г., №3, C. 38-40